Врачи и пациенты. Типология. Врачи

 

Любая женщина хочет, чтоб о ее здоровье заботился Настоящий врач. Отыскать их бывает очень сложно. Координаты Настоящих врачей передают из рук в руки, к ним записываются и ждут неделями (а то и больше), чтобы попасть на прием. Часто бывает, что в поликлинике у кого-то под дверью огромная очередь, хотя к любому другому врачу можно попасть хоть сию минуту, однако очередь терпеливо дожидается Своего врача.  Правда, справедливости ради, стоит сказать о том, что такие очереди частенько возникают вовсе не из-за исключительности специалиста, а просто потому что врачей банально не хватает и приходится терять время, чтобы попасть хоть к кому-нибудь. Бывает и так. Поэтому многочасовая очередь это не самый точный показатель.

Но все-таки как разобраться с кем Вы имеете дело?

Врач бизнесмен. Представитель коммерческой медицины во всех ее проявлениях. Такой врач обследует Вас с головы до ног. Назначит кучу обследований. Часто весьма экзотических. Некоторым пациентам это нравится, они считают, что врач «глубоко копает» и имеет к ним индивидуальный подход, поэтому не замечают лежащих на поверхности несуразностей. Например, посетив отоларинголога, Вы узнаете, что Вам срочно-обморочно необходим проктолог. А стоматолог может настойчиво порекомендовать визит к гинекологу. На недоуменное: «Доктор, но меня же ничего не беспокоит!» получите массу аргументов, которым будет трудно что-то противопоставить. Со дна души немедленно поднимется испуг: а вдруг у меня и вправду что-то не так? Тем более, если за визит к врачу вы платите немалые деньги.

«Раз его услуги столько стоят, значит, он не может быть плохим врачом».

Спасатели. Такие врачи работают там, где требуется неотложная помощь. Хирурги, реаниматологи. Они привыкли находиться в режиме цейтнота, и каждый день совершают профессиональный подвиг. Средства выбирают сильнодействующие, действия самые радикальные («Отрезать к такой-то матери!»). На своем месте они незаменимы. Они – отличные специалисты, но только в том случае, если дело касается опасной и тяжелой ситуации. Что же касается стандартных и плановых осмотров, задушевных бесед о профилактике и лечении «пустяковых» заболеваний («Доктор, у меня иногда немножко побаливает»), здесь прибегать к их помощи совершенно бессмысленно.

Я – тебе, а ты – мне, мне, мне…  «Безусловно, Ваше положение небезнадежно. Я берусь помочь, я вас вылечу, я договорюсь, Вас обследуют, положат, прооперируют, только Вы же понимаете…»  Смысл: только я смогу это сделать, Вы мне обязаны. Можно не деньгами, можно услугами. Каждый получит свою выгоду. Вернее не так. Вместе с получением помощи пациент навешивает на себя обязательства в виде заботы о личных проблемах доктора-вымогателя.

Кучка пепла. Иногда это все, что остается от хорошего специалиста. Эмоциональное выгорание за много лет сделало свое дело. Проблемы пациентов такого врача не волнуют, жалобы не трогают, а их визиты действуют на нервы. «Ну и чего Вы хотите? Ну, болит, так сколько Вам лет? Вы что, считаете, что в Вашем возрасте должно быть как-то иначе?» В нюансы не вникают, лечение назначают по принципу: на тебе таблетки и оставь меня в покое. «Уже принимали? Не помогает? Не может быть! Попробуйте еще! Следующий!»

«Все надоело, достали со своими болячками».

В вечном поиске (доктор Хаус). Едва выслушав жалобы, врач назначает какое-нибудь новейшее исследование: «На базе нашей клиники проводится новый метод диагностики, это то, что требуется в Вашем случае». И совсем неважно, что этот метод еще не апробирован, главное – быть на острие науки. Скорее всего, доктор прекрасно учился, знает толк в научных исследованиях и получает профессиональное удовлетворение от диагностических находок. Правда, каждая такая у него обрастает последующими высокотехнологическими поисками. И это длится бесконечно: то результаты ложноположительные, то – ложноотрицательные, то сбой аппаратуры, то неверно обработаны протоколы исследований из-за «вариабельной константы», то еще что-нибудь. На свою интуицию не рассчитывают, да и развита она у них слабо, равно, как и здравый смысл. Вы для такого врача – просто очередной интересный случай, который можно отразить в статье, испробовать новое лекарство, протестировать очередную систему диагностики,  а вовсе не живой человек, которого просто нужно расспросить и осмотреть. Кстати сказать, эти дедовские методы постановки диагноза до сих пор прекрасно работают и без привлечения суперновых технологий.

Настоящий врач. Прежде всего, он внушает доверие. После разговора с ним у пациента возникает уверенность, что он попал в надежные руки. Даже симптомы иногда пропадают: «Шла к Вам все болело, а после осмотра, как-то даже и …прошло!» Это, конечно, не значит, что доктор исцелил страждущего простым наложением рук, просто возникло то, что бывает, когда мама утешает малыша, целуя ушибленное место. 

Кроме умения подобрать верный подход, такой врач доброжелателен, вежлив, заботится о комфорте пациента. Он разговаривает на понятном языке, не загружая наукообразными терминами.

Хороший врач не будет рекламировать свои сложносочиненные титулы на визитках и дверных табличках.

Такой врач никогда не позволит себе ругать коллег, у которых пациент побывал раньше, даже если не согласен с их мнением: «И какой умник (часто вместо «умник» употребляются более крепкие выражения) Вам назначил это? И что, Вы это принимали?» (тон примерно такой: странно, что Вы все еще живы). И тем более не станет запугивать пациента. На некоторых людей даже терминология диагноза иногда действует как фильм ужасов. Хорошему врачу ни к чему самоутверждаться, доводя пациентов до обморока, истерики или слез.

Он уверен в себе, поэтому не станет путать маловразумительным монологом, пытаясь закамуфлировать свое незнание или неправоту. У врачей есть свои приемы достойно выти из положения (не принеся при этом вреда пациенту), если с диагнозом или лечением возникают затруднения: можно пригласить коллегу из соседнего кабинета и устроить консилиум, если нет такой возможности, коллеге можно позвонить, в конце концов, открыть любой справочник или порыться в Интернете. Как говорит одна моя коллега: «Я должна Вас обчитать», если дело касается каких-то особо сложных случаев. Пациенты обычно благодарны, что о них так беспокоятся. Ведь для каждого –  его болячка самая важная и совсем неинтересно, что на прием у врача всего 12 минут, что до этого пациента он принял много других, не всегда благожелательно настроенных, что под дверью – огромная очередь, а доктор – после ночного дежурства, где он не сомкнул глаз. Я уже не говорю о многокилометровой писанине, которая ожидает любого врача после окончания очередного визита.

К счастью, такие врачи есть, и их немало.

На эту тему Вы также можете почитать

One comment

  1. Инга:

    Еленочка! Прекрасная типология! Я задумалась, а есть ли еще какие то типажи? Похожу-подумаю-понаблюдаю… Сайт — прекрасный, расти ему, хорошеть, интересовать, распространяться в сети))) Буду захаживать и советовать… Удачи и развития, новый веб-дизайнер!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *