Общение родителей с будущим ребенком

Долгое время бытовало представление, что ребенок в утро­бе ничего не чувствует, не видит, не слышит, а следовательно, и не запоминает. В связи с этим и общение до рождения пред­ставлялось чем-то излишним. Но медицинские исследования говорят о том, что уже в первой половине беременности функ­ционируют важнейшие органы чувств ребенка: слух, зрение, вкус и осязание.

Так, 10-недельный эмбрион обладает высоким порогом чув­ствительности. У него еще нет кожи, нервные окончания ого­лены, и поэтому способность ощущать внешние воздействия очень высока. В возрасте всего двух месяцев, величиной не­сколько сантиметров, зародыш уже реагирует на прикоснове­ние. К третьему месяцу беременности у плода уже в основном развиты органы, ответственные за восприятие различных ощу­щений, появляется вкусовое восприятие. Развивается обоняние, слух, чувство равновесия. В последнюю очередь появляются   зрительные ощущения. С третьего месяца беременности у бу­дущего ребенка начинают функционировать анализаторы — биологические системы, воспринимающие и анализирующие действие внешних раздражителей. Картина чувствительности эмбриона становится намного сложнее.

Если беременность протекает нормально, малыш чувствует себя в мамином лоне комфортно и безмятежно. Он ощущает отсутствие границ и препятствий, и некоторые исследователи полагают, что такие ощущения могут сопровождаться вполне конкретными видениями реального мира, в котором он еще ни разу не был: он может видеть радугу после дождя, весенний сад, картины космоса или подводный мир. Эти образы возни­кают у него под влиянием информации, поступающей из моз­га матери.

У народов лао (Лаос) воспитание ребенка начинается уже тогда, когда зародыш находится в чреве матери. Хорошее самочувствие женщины во время беременно­сти свидетельствует о том, что будущему ребенку предстоит долгая жизнь, и, напротив, различные не­домогания и тревожные сны предвещают опасности в его жизни.Во время беременности женщина должна удержи­ваться от некоторых действий, которые могут на­нести вред будущему ребенку: порицается стремле­ние женщины уделять слишком много времени причес­ке и одежде — ребенок вырастет гордецом, в пищу запрещается употреблять личинки пчел — ребенок бу­дет беспокойным, как пчела. По вечерам после омове­ния тела рекомендуется массировать живот и про­водить по нему хвостами угрей, чтобы ребенок, как угорь, без труда вышел на свет.

Неродившийся ребенок обладает и своеобразной памятью: эмбриональные клетки, в отличие от клеток взрослого, способны фиксировать и сохранять на долгое время информацию обо всех происходящих с мамой и малышом событиях, и объем этой па­мяти просто фантастический. Эмбриональные клетки запомина­ют травмы, ощущения испуга, стресса, к счастью, долго помнят они и все хорошее — пережитые радости и удовольствия.

К шестому месяцу все органы чувств более или менее хо­рошо функционируют и способны сообщить ребенку о том, что делается в окружающей среде, доброжелательна она или враждебна.

Первые слуховые ощущения ребенка внутри утробы виб­рационные: он чувствует вокруг себя пульсирующий мир. Орган слуха формируется до 16 недель, а слышать звуки плод начинает в конце пятого — начале шестого месяца беременно­сти: сначала внутренние шумы, биение сердца мамы, шум в легких и т. д. Поэтому после родов, чтобы успокоить плачу­щего малыша, нужно прижать его к груди: ребенок слышит сердце матери и успокаивается. Также успокоительно действует на новорожденного приятная музыка, которую мама слушала во время беременности.

С 6-го месяца беременности малыш уже хорошо дифферен­цирует звуки, и для него небезразлично, спокойно или взвол­нованно бьется сердце мамы, грустный или радостный у нее голос, тяжело или легко она дышит. При резком звуке плод вздрагивает, если звуки повторяются длительное время, насту­пает привыкание и вздрагиваний не происходит. Если мать волнуется, сбивается ритм ее дыхания, ребенок в матке зами­рает, словно предчувствуя опасность. А если мама расстроена, °н получает от нее гормоны, вызванные отрицательными эмо­циями. Тогда малыш ощущает настоящую опасность, и это Ухудшает его самочувствие.

К седьмому месяцу малыш уже становится меломаном. Считается, что на многих малышей музыка Бетховена и Брамса действует возбуждающе, Вивальди успокаивает, а Шопен на­страивает на романтический лад. Некоторые младенцы в этом возрасте даже «выбирают» любимые мелодии: начинают ак­тивно двигаться, повторяя определенный ритм движений. Большинство малышей предпочитают классическую музыку, старинные романсы и народные песни. Не стоит часто слу­шать рок и поп-музыку во время беременности. Четкий и од­нообразный ритм, низкочастотные колебания звука, большая громкость пугают будущего ребенка. А резкие звуки и силь­ные вибрации могут даже вызвать патологии в развитии плода.

Ни в один из моментов своей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клет­ки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершен­ное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Мать является посредником между внешним миром и ре­бенком: он непрерывно улавливает ощущения, чувства и мыс­ли, которые вызывает у матери окружающий мир, и регистри­рует первые сведения, способные определенным образом вли­ять на будущую личность, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

В Древнем Китае существовала одна интересная тра­диция. На первых месяцах беременности жены буду­щий отец должен был пройти через церемонию зна­комства с будущим ребенком. Он представлялся ему, рассказывал о себе, своей профессии, взглядах на жизнь. Если после такого знакомства ребенок оста­вался в чреве матери, то древние расценивали это как принятие им отца. Если же беременность прерыва­лась, это считалось знаком протеста против роди­теля и нежеланием быть его отпрыском.

Для возникновения общения между ребенком и взрослым решающее значение имеет поведение взрослого, его позиция в отношении к ребенку. Родители чувствуют и учатся диффе­ренцировать различные типы реакций ребенка. Это помогает им составить о растущем ребенке представление, как о чув­ствующем и способном общаться человеке. Родители часто на­чинают больше общаться с ребенком как вербально, так и с помощью различных движений. Отец и мать могут назна­чать свидание плоду в определенное время: по животу посту­кивают пальцами — так устанавливается связь. Ребенок не только перемещается к этому месту, он просыпается и отвеча­ет. Отец начинает беседу, так как плоду слышнее низкие зву­ки, нежели высокие, и он лучше слышит отца, чем мать. Мате­ринский же голос он воспринимает как свой собственный.

Таким образом, родители еще до рождения начинают отно­ситься к младенцу как к субъекту и вести себя с ним как парт­неры по общению. Врачи утверждают, что дети, родившиеся в тех семьях, где до рождения с ними «играли в разговор», луч­ше развиты физически — например, они значительно раньше, чем другие, садятся. И они гораздо меньше подвержены тре­воге. Их человеческий потенциал не был травмирован беспо­койством родителей. Эти дети уже на стадии созревания стали участниками диалога с взрослыми. И много позже, вырастая, они осознают себя полноправными людьми, такими же значи­тельными личностно, как и их родители. Но «играя в разго­вор», нужно быть осторожным. У ребенка складывается опре­деленный ритм, и если разговоры происходили поздно, то, родившись, ребенок не будет засыпать до этого времени. Не нужно возводить такие разговоры в некую методу, ведь неви­димая связь, которая возникает, вовсе не является игрой. Но­ворожденный не игрушка, это полноценный человек, заняв­ший место рядом со своими родителями.

Кроме того, общение и самопознание тесно связаны между собой. Общение — наилучший способ для того, чтобы познать себя. А более глубокое представление о себе, в свою очередь, влияет на общение, помогая его углублению и упрочению.

Общение с ребенком в утробе помогает родителям узнать их младенца прежде, чем он родится, поэтому после рожде­ния ребенок — не чужой и посторонний, а человек, которого уже знают. Помимо всего прочего, в результате таких разгово­ров роды проходят быстрее, с наименьшим вмешательством, успешнее проходит грудное вскармливание, меньше рождает­ся гипоксичных детей.

Качество эмоциональной связи между родителями и ребен­ком, любовь, мысли, связанные с его появлением; богатство общения с ним оказывают влияние на развивающуюся психи­ку плода и его клеточную память, формируя основные каче­ства личности, сохраняющиеся на протяжении всей последу­ющей жизни.

Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие дру­гие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.

Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ребенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпением ждут его появления на свет и каким здо­ровым и красивым, великодушным и сильным хотят его ви­деть. Природа отблагодарит родителей за их сознательные уси­лия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.

Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, кото­рый зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбывной радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помога­ют достигнуть такого внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начина­ет играть и отец. Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рожде­ния ребенок будет узнавать его голос. Отношение к жене, к ее беременности и ожидаемому ребенку — важнейшие факторы, формирующие у этого ребенка ощущение счастья и силы, ко­торое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать. Однако жизнь подчас нарушает эту идиллическую кар­тину, поскольку неизбежны самые неожиданные стрессы. Что же следует делать в этих трудных обстоятельствах? Многие женщины разговаривают с ребенком, объясняют ему происхо­дящее, успокаивают его в необходимых случаях. В это время ребенок «записывает» на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые нужно и можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывается основа для развития сильного, выносливого человека.

по материалам «Большой подарок для будущей мамы» О. Ворожцовой

На эту тему Вы также можете почитать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *