Эмоциональная связь с будущим ребенком

Формирование эмоциональной связи между родителями и ребенком еще до рождения является той базой, на которой бу­дут строиться последующие детско-родительские отношения. Процесс создания новой формы отношений — материнство — может начаться раньше того момента, когда ребенок отделит­ся от материнского тела и войдет в мир.

Беременность подразумевает конец существованию женщи­ны как независимого отдельного существа и начало непремен­ных и бесповоротных отношений мать-дитя.

Чувство привязанности матери к ребенку возникает не вдруг — после его рождения, а проходит длительный путь ста­новления, начиная с периода вынашивания беременности (а возможно, и раньше). Связь между плодом и матерью, без сомнения, самая сильная и наиболее интимная связь, которая встречается между двумя людьми, — такая близкая, что плод часто воспринимается как часть тела матери.

По мнению американского врача и психолога В. Райха, связь с матерью — это то же самое, что связь с природой.

Эмбрион глубоко слит в своих собственных ощущениях с телесностью матери. Тело матери также нерасторжимо с пло­дом в своих телесных ощущениях. Возможно, на этой чувствен­ной основе и формируются глубокие связи, определяющие чув­ство привязанности и любви матери к ребенку. Деторождение в этом плане — не начало формирования связи между мате­рью и ребенком, а начало расторжения единства.

Жизнь нового организма, как известно, начинается после оплодотворения яйцеклетки. С этого момента появляется мощ­ный генетически обусловленный стимул к росту и развитию. Среда, адекватная для ранних этапов развития организма, со­здается матерью, и не только после оплодотворения, но забла­говременно. Такова особенность репродуктивной функции женского организма, сформировавшаяся в процессе эволюции.

Во время беременности между матерью и ребенком суще­ствует особая информационная связь, осуществляемая через биологические поля, которыми обладает любой живой орга­низм. Эти поля представляют собой волны различной частоты и длины. Мать и дитя обладают собственными полями, и эти поля взаимопроницаемы, за счет чего и идет активный обмен информацией. Мать с помощью нервных импульсов, сама того не осознавая, получает «информацию» о состоянии плода, и деятельность органов женщины перестраивается в соответ­ствии уже не только с ее потребностями, но и с потребностя­ми плода.

Таким образом, между двумя организмами происходит не­прерывное взаимодействие. Мать становится поставщиком гор­монов для развития эмбриона, а от него получает особый гор­мон, который стимулирует перестройку ее организма, способ­ствует сохранению и нормальному развитию беременности. После 10-й недели начинает работать плацента — орган эн­докринной системы, а затем в работу включатся органы внут­ренней секреции будущего малыша, и единая гормональная система мать-ребенок сформируется окончательно. Именно че­рез гормоны малыш посылает свои «химические сообщения», оповещая мамин организм о том, что ему нужно для роста и развития.

Естественные и часто подсознательные изменения, связан­ные с беременностью, совпадают с потребностями растущего младенца. Другими словами, глубокая связь матери с ее буду­щим ребенком может прослеживаться через эти изменения в привычках, отношениях и предпочтениях. Они прямой ответ матери на потребности ее развивающегося ребенка.

Если женщина физически и психологически здорова, при­способление ее к плоду, то есть постоянная бессознательная забота о будущем малыше, осуществляется особенно хорошо, и в результате плод получает кислород и другие нужные веще­ства в количествах, соответствующих его потребностям в дан­ный момент.

Однако жизнь будущего ребенка не ограничивается физио­логией. Эндокринные процессы очень тесно связаны с психи­ческими, почти каждая наша эмоция имеет свой гормон. Есть гормоны радости, удивления, страха. Через плаценту гормоны матери легко проникают к ребенку, поэтому он переживает те же эмоции, что и беременная женщина. Но есть и обратная зависимость: «настроение» плода передается матери. Именно этим, по всей видимости, объясняется повышенная чувстви­тельность, сентиментальность беременных женщин, возника­ющие у них странные желания, причуды, фантазии. Близкие человеческие отношения всегда включают в себя сильные эмо­циональные переживания, и отношения мать-плод — не исклю­чение.

Эмоциональная связь возникает на основе восприятия ре­бенка как субъекта взаимодействия. Поэтому необходимо об­щение с ребенком, которое должно быть как мысленным, так и вербальным. Для ребенка важно еще до рождения слышать и чувствовать, что он желанен и любим, вбирать в себя инфор­мацию об окружающем мире. Если мать разговаривает с буду­щим ребенком, как бы предваряя контакт с ним, то у детей обычно раньше развивается речь, так как безотчетно они усва­ивают ряд звуковых сочетаний. Немаловажную роль здесь иг­рает внимательное, ласковое, заботливое отношение матери, обычно продолжающееся и после рождения ребенка.

Отсутствие же звукового контакта не способствует упроче­нию инстинкта материнства. Впоследствии это может обернуть­ся недостатком внимания, заботы и эмоциональной отзывчи­вости или, трансформируясь в острое чувство тревоги, приве­сти к избытку заботы и беспокойства с неблагоприятными для психического развития ребенка последствиями.

Важность эмоциональных отношений с ребенком в период внутриутробного существования подтверждается данными многочисленных исследований. Миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и преждевременно умирают из-за отклонений, расстройств здоровья или заболеваний, связанных с наруше­нием процессов пренаталыюго развития.

На эту тему Вы также можете почитать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *